каждому мурманчанину, проявившему хоть малую толику интереса к истории родного края, известна эта фотография Евгения Халдея ("От Мурманска до Берлина"):

(Заполярье, олень Яша, 1941)
В годы Великой Отечественной войны для обороны Заполярья были сформированы уникальные подразделения - оленетранспортные батальоны. 20 ноября 1941 года Государственный Комитет Обороны постановил:
«Призвать из народного хозяйства Архангельской области, Коми АССР, Ямало-Ненецкого автономного округа: каюров — 1400 человек, оленей — 10000 голов, нарт — 500 штук. Направить призываемых в распоряжение Архангельского облвоенкомата со сроком прибытия не позднее 1 января 1942 года. Обеспечить продовольствием и фуражом на путь следования. Каюров направить в исправной одежде и обуви».
ага, вы представляете, где Я-Н АО, а где Кольский п-в... конечно, часть оленей померла уже в пути, часть по прибытии была забракована, в ходе самих операций были огромные жертвы и среди людей, и среди животных. Оленями управляли саамы и переброшенные ненцы, каюры, которые всю свою жизнь занимались лишь оленями. тем не менее, действие ОТБ разрушили планы гитлеровских войск, были сорваны операции «Реннтир» («Северный олень») и «Платинфукс» («Платиновая лиса»).

возвращаюсь к Яше. стандартное описание фотографии обязательно включает слова про "противостояние машинам убийства природной красоты зверя". Известно, что контуженый олень вышел к солдатам, жил с бойцами ещё три года, его назвали Яшей, Яша стал всеобщим любимцем. А когда его увозили в тундру, долго-долго бежал за грузовиками, грустил, не хотел расставаться. В этой истории правда всё, кроме фотографии. Об этом кадре рассказывается в книге «Свидетель истории: фотографии Евгения Халдея». Халдей действительно заснял животное во время бомбардировки, но снимок получился не таким эффектным, как рассчитывал корреспондент. Путём мультиэкспозиции Халдей добавил в кадр британские истребители Hawker Hurricane и разрывающуюся бомбу. Настоящий Яша:

по-моему, оригинал даже трогательней